Адвокат Серёгин Александр Борисович

В Госдуму внесен законопроект, закрепляющий право обвиняемых и осужденных на психологическую помощь



Одна из экспертов «АГ» рассматривает изменения о наделении подозреваемых, обвиняемых и осужденных правом на психологическую помощь в качестве реализации конституционной гарантии на охрану достоинства личности и обеспечение прав граждан. Другой полагает, что доступность психологической помощи подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, очевидно будет мала из-за значительного количества лиц, нуждающихся в такой помощи, и незначительного количества психологов, работающих в таких учреждениях.


Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование законодательства РФ в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы (законопроект
№ 897331-8).


Законопроектом вносятся изменения в Закон об учреждениях и органах УИС РФ, Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и УИК РФ. В частности, предлагается конкретизировать порядок материально-технического обеспечения УИС. Согласно законопроекту материально-техническое обеспечение УИС осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год в порядке и по нормам, которые установлены федеральным органом уголовно-исполнительной системы, если иное не установлено федеральными законами. Предлагается уточнить, что обеспечение УИС оружием, боеприпасами и специальными средствами осуществляется по нормам, определяемым федеральным органом УИС.


Поправками предлагается закрепить право заключенных под стражу обвиняемых и подозреваемых, которые содержатся в СИЗО и тюрьмах, на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы СИЗО в порядке, определяемом ФСИН России. При этом предусмотрено, что участие подозреваемых и обвиняемых в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. Аналогичное право законопроектом закрепляется за осужденными, которым психологическую помощь оказывают сотрудники психологической службы учреждений и органов УИС, а также иные лица, имеющие право на оказание такой помощи.


Законопроектом предлагается уточнить полномочия учреждений и органов УИС в части определения порядков осуществления профилактического учета и надзора за указанными лицами, конвоирования, применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении розыска осужденных к уголовным наказаниям, исполнение которых возложено на учреждения и органы УИС, а также лиц, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказание.


В случае принятия закона он вступит в силу через 180 дней после официального опубликования. Особый порядок вступления в силу закона обусловлен необходимостью подготовки и принятия ряда нормативных правовых актов, направленных на реализацию проектируемых изменений.


Адвокат Адвокатской конторы № 10 Нижегородской областной коллегии адвокатов Ирина Батурина положительно расценивает предложенные законопроектом изменения о наделении подозреваемых, обвиняемых и осужденных правом на психологическую помощь. «Российская Федерация как правовое государство в ст. 21 Конституции РФ провозгласила приоритетом достоинство личности каждого человека и гражданина, которое охраняется государством. Данная гарантия распространяется на всех лиц, в том числе подозреваемых, обвиняемых и осужденных в совершении преступления. Важно, что законодатель хочет предоставить лицам, оказавшимся в силу тех или иных обстоятельств в том числе в местах лишения свободы или изоляторах временного содержания, право получить поддержку в виде психологической помощи. Рассматриваю данное нововведение в качестве реализации конституционной гарантии на охрану достоинства личности и обеспечение прав граждан», – прокомментировала адвокат.


Адвокат Александр Польченко считает, что предлагаемые изменения в части дополнения Закона об учреждениях и органах УИС ст. 9.1 «Материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительной системы» и новой редакции ч. 2 ст. 12 о конвоировании являются «косметическими», так как, по сути, не вносят ничего революционного в данный закон. Он отметил, что отдельные законоположения, предусматриваемые законопроектом, ранее имели закрепление в межведомственных соглашениях между органами УИС и МВД о взаимодействии по вопросам розыска лиц, скрывшихся от исполнения наказания.


Александр Польченко указал, что законопроект предусматривает дополнение ст. 30 Закона об учреждениях и органах УИС новым п. 14, в соответствии с которым сотрудник УИС имеет право применять специальные средства для задержания осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, исполнение которых возложено на учреждения и органы УИС, в случаях, если они оказывают физическое сопротивление сотруднику УИС или пытаются причинить вред окружающим либо себе. Как полагает адвокат, данное дополнение свидетельствует о важности для законодателя вопроса обеспечения безопасности сотрудников УИС и самих осужденных.


«Можно сказать, что право пресекать членовредительство осужденного фактически порождает у сотрудников УИС обязанность сохранения жизни и здоровья осужденного, который стремится путем самоповреждения избежать отбывания наказания. С этой точки зрения данная новая норма закона не позволит в будущем сотрудникам УИС объяснять свое бездействие отсутствием обязанности, вытекающей из корреспондируюшего ей права пресекать попытки членовредительства или суицида осужденного. С этой точки зрения данное нововведение нахожу правильным и достаточным», – поделился мнением Александр Польченко.


Адвокат назвал правильным, но в то же время малореализуемым шагом законодателя наделение подозреваемых и обвиняемых правами на получение психологической помощи в условиях СИЗО и за счет профильных сотрудников следственного изолятора. Александр Польченко считает, что доступность психологической помощи подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, очевидно будет мала из-за значительного количества лиц, нуждающихся в такой помощи, и незначительного количества психологов, работающих в таких учреждениях. Также адвокат подчеркнул, что расширение персонала СИЗО, на который будет возлагаться обязанность оказания психологической помощи подозреваемым и обвиняемым, не ожидается, так как на это указывают пояснения авторов законопроекта об отсутствии дополнительного субсидирования данного направления деятельности СИЗО.


«Стоит также отметить, что оказание психологической помощи в обыденной жизни осуществляется специалистами, имеющими разрешение и лицензии на данный вид деятельности. В то время как вышеуказанный законопроект в пояснительной записке к нему не содержит такого условия, что лица, оказывающие психологическую помощь, должны обладать соответствующими разрешениями и лицензиями. А при таких обстоятельствах вносимые законопроектом изменения в данной части выглядят декларативными», – заметил Александр Польченко.



Ссылка на оригинал

Прокрутить вверх