Гонка в банкротстве и ожидания дольщика

Две инстанции решили, что требования заявителя, потребовавшего защиты прав потребителя из-за некачественной мебели, удовлетворять не надо, поскольку они “нецелесообразны”. Коллегия по гражданским спорам с таким подходом несогласна. Если требование законно, нецелесообразность не может быть мотивом, чтобы его отклонить, сочли судьи.

Вопрос о том, насколько законно считать требования заявителя нецелесообразными и на этом основании отказывать в их удовлетворении, возник при рассмотрении Гражданской коллегией ВС спора между Александром Зорькиным* и предпринимателем Николаем Неледовым. Зорькин заказал у Неледова мебель – гардеробную. Стоимость гарнитура составила 351300 руб. Стороны составили договор, по которому предполагалась двухэтапная оплата: 70% аванса и 30% – оплата после завершения сборки и монтажа и окончательной приемки товара. Также в документе были указаны сроки выполнения заказа. Зорькин заплатил оговоренный аванс – 250000 руб., однако мебель в срок не получил. Гарнитур доставили на два месяца позже, чем ожидалось, комплект был неполным, и при монтаже также обнаружились его недостатки – так что акт приемки подписан не был. Покупатель направил продавцу претензию, потребовав устранить недостатки мебели и исполнить обязательства по договору, но требования остались без внимания.

В итоге Зорькин направил иск в суд. Он указал, что продавец нарушил права потребителя, и поставил вопрос об уменьшении покупной стоимости товара, возложении на ответчика обязанности устранить недостатки. Также заявитель потребовал взыскать с продавца неустойку за просрочку удовлетворении его требования, за просрочку с заказом, деньги за моральный вред, штраф. Продавец подал встречный иск: потребовал неустойку за то, что  покупатель не произвел доплату вовремя.

Правильная претензия: как соблюсти досудебный порядок

Первая инстанция, Хорошевский районный суд Москвы , частично удовлетворила требования Зорькина. В результате назначенной товароведческой экспертизы подтвердилось, что  мебель не соответствует указанному в договоре описанию, и из-за дефектов при производстве и монтаже использовать ее нельзя – но можно, например, заменить полностью. Суд постановил уменьшить стоимость товара на 30% от договорной, а по другим требованиям взыскать в пользу покупателя  в общей сложности 205000 руб. Удовлетворять встречные в райсуде не стали. Апелляция, Мосгорсуд, не изменила в решении ничего, кроме суммы неустойки – ее сократили на 10000 руб.

Но гражданская коллегия ВС под председательством судьи Вячеслава Горшкова нашла в позициях судов нарушения. Излагая свою позицию, ВС, в первую очередь, напомнил, какие именно права есть у покупателя, получившего некачественный товар.  Так, п.1 ст. 475 ГК  предусматривает, что при обнаружении неоговоренных недостатков товара покупатель может  попросить уменьшить цену, устранить недостатки в разумный срок или возместить деньги, потраченные на то, чтобы избавиться от дефектом самостоятельно. Что делать, если претензии к качеству товара существенные, говорится в п.2 той же статьи ГК: в этой ситуации покупатель может по выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег, которые он заплатил; потребовать замены товара на качественный.

Закон о защите прав потребителей также указывает примерно тот же перечень действий. В нем говорится о возможности потребителя выбрать один из вариантов действий – заменить товар  на такой же или другой с перерасчетом цены, уменьшить цену, устранить недостатки бесплатно или возместить расходы на их исправление, или же потребовать возврата денег. При этом по требованию продавца надо вернуть бракованный товар.

В решении коллег из нижестоящих инстанций ВС нашел несколько недостатков. Во-первых, суды никак не объяснили снижение стоимости товара именно на 30%. Во-вторых, по закону о правах потребителя покупатель не может выдвинуть два требования одновременно – например, и уменьшить цену товара, и устранить его недостатки. Это повлекло бы двойную ответственность за одно нарушение, о чем забыли нижестоящие суды.

Однако ВС отметил и другую сторону вопроса: обосновывая отказ обязать продавца устранить недостатки товара, суд указал, что такое требование является нецелесообразным. Однако так рассуждать некорректно, заключили судьи.

Требования потребителя, предусмотренные законом и гарантирующие с точки зрения законодателя восстановление его нарушенных прав, не могут быть нецелесообразными, поскольку сущность гражданского иска состоит именно в восстановлении положения, на которое мог рассчитывать истец в случае добросовестности поведения ответчика, и восстановление нарушенного права истца является прямой обязанностью суда.

Из Определения ВС по делу №5-КГ18-257

В удовлетворении законного и обоснованного требования не может быть отказано в связи с его нецелесообразностью, говорится в определении ВС (дело №5-КГ18-257).

В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию (пока не рассмотрено).

https://pravo.ru/story/208758/?desc_tv_1=

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *