6 ноября 2021-го Дмитрий Манькин* заказал в интернет-магазине офисной мебели «Экспресс офис МСК» два письменных стола. Он оплатил покупку. Потом с ним связался менеджер фирмы и подтвердил, что доставка товара ожидается до 10-го числа этого же месяца. Но после сотрудник перезвонил покупателю и сообщил, что цена столов выше, а затем предложил доплатить или получить деньги обратно. Но Манькина это не устроило, и он обратился в суд, чтобы обязать организацию исполнить условия договора и доставить ему товары по заявленной на сайте стоимости. Три инстанции отказали, посчитав, что права покупателя не нарушены.
«Односторонний отказ продавца от исполнения публичного договора и возврат уплаченных по такому договору денег без законных на то оснований не допускаются», — посчитал Верховный суд (дело № 4-КГ23-90-К1). Гражданская коллегия решила, что предложение на сайте о продаже товара содержало все существенные условия договора, то есть было публичной офертой. Истец оформил заказ и оплатил его, чем акцептовал оферту.
При этом возврат денег за мебель — это не причина, чтобы отказываться от исполнения обязательства, отметила коллегия. В итоге ВС отправил дело на новый круг.
Такой подход несет финансовые и репутационные риски для бизнеса, а еще открывает простор для злоупотреблений со стороны потребителей, считает Арсений Соловьев, юрист
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Интеллектуальная собственность (регистрация)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Цифровая экономика
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)
группа
Интеллектуальная собственность (консультирование)
группа
Недвижимость, земля, строительство (консультирование)
группа
Семейное и наследственное право
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)
группа
Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
Экологическое право
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Налоговое консультирование и споры (консультирование)
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
9место
По количеству юристов
29место
По выручке на юриста
32место
По выручке
Профайл компании
Покупатели могут воспользоваться сбоем на сайте и купить товар за очевидно неразумную цену. Оспорить такую сделку, как совершенную под влиянием ошибки, продавцу будет крайне сложно, предупреждает эксперт. «Стремительный рост объемов продаж на маркетплейсах вызывает необходимость установить правила взаимодействия на рынке», — заключил Соловьев.