По мнению одного эксперта «АГ», комментируемый законопроект содержит как очевидные плюсы, так и некоторые риски, но сам он по себе представляет важный шаг в сторону упрощения и автоматизации отчетности НКО. Другой полагает, что требования отчетности не должны существенно сужать основное содержание права НКО, делать его затруднительным. В ФПА РФ отметили, что рассматриваемый законопроект предусматривает две заметные новеллы для адвокатских палат и адвокатских образований.
Правительство РФ внесло на рассмотрение депутатов поправки
в законодательство, направленные на обеспечение прозрачности и открытости деятельности некоммерческих организаций, в том числе путем упрощения отчетности благотворительных, добровольческих (волонтерских) и социально ориентированных некоммерческих организаций ввиду автоматизации ее предоставления (законопроект № 858028-8).
Законопроект, в частности, излагает абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона об общественных объединениях в новой редакции, согласно которой общественные объединения будут предоставлять ежегодный электронный отчет в Минюст России, предусмотренный абз. 1 п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, по форме, в сроки и порядке, определяемые уполномоченным органом по согласованию с Росстатом. Такой отчет будет размещаться на официальном интернет-сайте уполномоченного органа.
Также предложены изменения в п. 5 ст. 16.1 Закона о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве), теперь некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна будет иметь положение о программе или иной документ, на основе которых проводится сбор благотворительных пожертвований. Она также представит в уполномоченный орган соответствующий электронный отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований, который будет размещаться на сайте этого госоргана.
В свою очередь, предлагается новая версия п. 2 ст. 19 этого Закона, согласно которой Минюст России или его территориальный орган, принявшие решение о госрегистрации благотворительной организации, будут контролировать соответствие ее деятельности целям, ради которых она была создана. Благотворительная организация ежегодно будет подавать в уполномоченный орган электронный отчет, включающий в том числе сведения о персональном составе высшего органа управления благотворительной организации, составе и содержании благотворительных программ. Такой отчет будет размещаться на официальном сайте уполномоченного органа в порядке и объеме утвержденных им сведений.
Кроме того, предложена новая редакция абз. 1 п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которой НКО обязаны будут предоставлять в уполномоченный орган ежегодный электронный отчет о своей деятельности, о персональном составе высшего органа управления (в отношении унитарных и благотворительных организаций), иных органов и работников, об источниках, объемах формирования, о целях и об объемах использования денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, указанных в ст. 3 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Форма, сроки и порядок представления такого отчета будут определены Министерством юстиции РФ по согласованию Росстатом. Этот документ также можно будет найти на официальном сайте уполномоченного органа.
Также в новой редакции излагается ч. 8 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества: казачье общество, внесенное в госреестр российских казачьих обществ (за исключением всероссийского казачьего общества), ежегодно будет подавать в Минюст России электронные сведения об общей численности членов казачьего общества, фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, в составе соответствующего отчета. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями будет представлять также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы
Планируется, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 г.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в настоящее время разнообразие форм отчетности НКО создает излишнюю административную нагрузку для них и влечет значительные организационные издержки. По мнению авторов законопроекта, предоставление НКО электронного отчета исключит необходимость представления отдельного отчета в Росстат и снизит административную нагрузку на некоммерческие организации. Нужные Росстату сведения будут предоставлены в рамках межведомственного взаимодействия. Такой порядок также позволит исключить предусмотренную в настоящее время обязанность НКО по размещению отчетности в интернете или ее опубликованию в СМИ, что позволит сократить расходы таких организаций. «Сведения, представленные в рамках единой формы отчета, размещенные на информационном ресурсе, будут доступны для третьих лиц (за исключением сведений, не подлежащих опубликованию в открытом доступе). Это будет способствовать прозрачности и открытости деятельности некоммерческих организаций, в том числе благотворительных и социально ориентированных организаций», – указано в пояснительной записке.
Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов заметил, что основная цель законопроекта – снижение административной нагрузки на НКО за счет автоматизации процессов представления отчетности и унификации форм отчетов. «Выделю его ключевые аспекты: во-первых, речь идет об унификации отчетности. Так, вводится единая форма отчета для всех НКО, включающая сведения, ранее предоставляемые в Минюст России и Росстат. Форма будет адаптирована под различные типы НКО в зависимости от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Во-вторых, предусмотрена автоматизация процессов: отчетность будет предоставляться исключительно в электронном виде через специализированный информационный ресурс; исключение необходимости дублирования отчетов в Росстат и упрощение процесса сбора и обработки данных. В-третьих, все это повлечет сокращение административной нагрузки: НКО не будут обязаны публиковать отчеты в СМИ или размещать их в интернете; сведения из единой формы отчета будут автоматически доступны на информационном ресурсе Минюста России за исключением данных, не подлежащих публикации», – пояснил он.
Эксперт перечислил преимущества предложенных изменений: снижение бюрократической нагрузки, прозрачность, экономия ресурсов и автоматизация. «Упрощение процедур отчетности позволит НКО сосредоточиться на своей основной деятельности, а не на заполнении многочисленных форм, размещение отчетов на едином информационном ресурсе сделает деятельность НКО более открытой для общества и контролирующих органов. Отказ от обязательной публикации отчетов в СМИ снизит расходы НКО, а электронный формат отчетности ускорит процесс сбора и анализа данных, а также снизит вероятность ошибок. Законопроект не противоречит международным обязательствам России, включая Договор о Евразийском экономическом союзе. Это особенно важно для НКО, участвующих в международных проектах», – указал Алексей Иванов.
Вместе с тем адвокат отметил, что в законопроекте заложены и потенциальные риски. В частности, он обратил внимание, что не все НКО, особенно в отдаленных регионах, имеют доступ к стабильному интернету и необходимым техническим ресурсам для работы с электронными системами. Также возможны трудности с адаптацией к новым требованиям, особенно для небольших организаций. «Хотя законопроект и предусматривает защиту сведений, не подлежащих публикации, вместе с тем остается риск утечки данных при использовании электронных систем. Пожалуй, сегодня сведения о каждом из нас находятся в руках злоумышленников “благодаря” таким утечкам, которые стали систематическими. С другой стороны, законопроект вступает в силу с 1 сентября 2025 г., что дает НКО время на подготовку. В любом случае потребуется активная информационная поддержка со стороны Минюста России для разъяснения новых правил. Как и будет ли реализована поддержка Минюстом, – вопрос остается открытым», – считает Алексей Иванов.
Он добавил, что для успешной реализации поправок потребуются техническая поддержка НКО, особенно в регионах, обучение сотрудников НКО новым процедурам, мониторинг и оперативное устранение возможных проблем. В целом предлагаемые изменения должны положительно сказаться на деятельности НКО, однако, как они будут реализованы на практике, покажет лишь время. «Законопроект коснется и адвокатуры, уже сейчас для того, чтобы подать отчеты в Минюст России, приходится изрядно “помучиться”. Потребуется подавать отчетность в электронном виде через специализированный портал, а не через сайт ведомства. Для этого придется все формы адвокатских образований регистрировать на Госуслугах для того, чтобы подать отчет», – полагает Алексей Иванов.
Руководитель Центра конституционного правосудия Иван Брикульский напомнил, что любое регулирование не может осуществляться ради самого себя. «Конституция устанавливает, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Эта норма – важнейший ориентир, несмотря на оговорку в отношении дефиниций “некоммерческая организация” и “общественное объединение”, в сущности, речь именно о конституционной свободе. Сама концепция “конституционной свободы” предполагает минимум государственного вмешательства, а также создание только условий для того, чтобы гражданин пользовался такой свободой, без подробной пошаговой регламентации каждого “чиха” объединений. Активная деятельность НКО, по словам судьи КС Владимира Ярославцева в особом мнении к Постановлению КС РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П, – неотъемлемая часть демократического общества, а право создавать такие объединения или общества – базовая ценность общества и государства в условиях идеологического и политического многообразия. С одной стороны, инициативу Правительства РФ следует назвать правильной: ч. 1 ст. 30 Конституции – это важный ориентир, предполагающий, что отчетность и контроль со стороны государства не должны быть чрезмерными. С другой стороны, законопроект касается только части некоммерческих организаций, а значит, системную работу только предстоит провести», – заметил он.
Эксперт также обратил внимание еще на один аспект теории конституционного права: основное содержание (ядро) свободы объединений – это способности или возможности действий, без которых эта свобода перестает быть свободой как таковой, становится чрезмерно обременительной и невыгодной для своих носителей. «Говоря простым языком, гражданину проще не реализовывать свою конституционную свободу и право, поскольку это несет больше рисков и проблем, чем гражданская пассивность. Чрезмерная отчетность существенно сужает объем такой свободы, пусть формально она и не сформулирована как ограничение. КС в Постановлении от 1 февраля 2005 г. № 1-П, пусть и применительно к политическим партиям, закрепил такую позицию: если критерии создания партии приводят к невозможности реального осуществления права на объединение, то такие критерии приобретают неконституционный характер. Аналогично и в случае НКО: требования отчетности не должны существенно сужать основное содержание их права, делать его затруднительным. Если же отчетность приводит к тому, что объем прав, содержание свободы существенно сужаются, мы можем говорить не только о нарушении ч. 1 ст. 30 Конституции, но и об умалении права, то есть о нарушении ч. 2 ее ст. 55», – убежден Иван Брикульский.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отметил, что законопроект предусматривает две заметные новеллы для адвокатских палат и адвокатских образований. «Прежде всего, отчетность должна будет представляться исключительно в электронной форме. В настоящее время имеется возможность использовать такую форму передачи отчетности, и некоторые адвокатские формирования уже ею пользуются. Насколько предложение облегчит жизнь адвокатским структурам, зависит от их возможности использовать электронные формы отчетности, а также от качества цифровых инструментов уполномоченного органа. Структура и состав отчетной информации вряд ли изменятся», – указал он.
Олег Баулин добавил, что проект предусматривает устранение пока еще имеющейся возможности для некоторых небольших некоммерческих организаций, указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона о НКО, ограничиваться представлением заявления о соответствии вместо полноценного отчета. «Сохранится главная проблема адвокатской корпорации – двойные отчетность и формы взаимодействия с уполномоченным органом, по законодательству об адвокатской деятельности и по законодательству о некоммерческих организациях. Как и прежде, проблема двойного регулирования и двойной отчетности адвокатских структур считается проблемой только в адвокатуре. Как будет реализовано утверждаемое в пояснительной записке к законопроекту освобождение от обязанности представлять отчетность в органы статистики, пока не ясно. Какие-либо изменения в законодательство об официальном статистическом учете не заявлены», – заметил вице-президент ФПА.