Ранее одна из экспертов «АГ» отмечала, что предложенные поправки крайне полезны для поддержки многодетных родителей. Другой счел, что они отражают потребность общества, продиктованную как внутренними, так и внешними факторами. В ФПА РФ сочли, что само по себе предложение о включении в перечень субъектов, имеющих право на БЮП, членов многодетных семей заслуживает внимания и поддержки, однако сам законопроект недостаточно проработан.
18 марта Госдума приняла во втором чтении законопроект № 720409-8 о внесении изменений в Закон о бесплатной юридической помощи в части предоставления возможности получения БЮП многодетным семьям и участникам споров об установлении и оспаривании отцовства, о котором ранее писала
«АГ».
Читайте также
В Думу внесен законопроект о наделении многодетных семей правом на БЮП
Также поправки предусматривают право граждан на получение БЮП в судебных спорах об установлении и оспаривании отцовства
20 сентября 2024
Ко второму чтению поправки подверглись незначительному изменению. Так, в ч. 1 ст. 20 «Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП, и случаи оказания такой помощи» закона появится новый п. 8.2, согласно которому среди получателей БЮП будут многодетные родители, имеющие троих и более детей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии его очного обучения в образовательной организации.
Содержание п. 2 ч. 3 ст. 20 закона, которым предложено дополнить подп. «е», согласно которому истцы (заявители) смогут получить БЮП в судебных спорах об установлении и оспаривании отцовства (материнства), осталось неизменным.
Ранее адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина позитивно оценила поправки, назвав их крайне полезными для поддержки многодетных родителей. «На сегодняшний день достаточно много юридических вопросов возникает относительно нюансов предоставления льгот, пособий и прочих преимуществ многодетным семьям, и возможность получения этой категории граждан БЮП видится оправданной и необходимой», – полагает она.
В то же время, по мнению эксперта, предоставление юрпомощи в суде при установлении и оспаривании отцовства (материнства) излишне, поскольку действующим законодательством о БЮП такое не предусмотрено: «В случае принятия поправок в этой части, полагаю, что потребуется обновление законодательства полностью, в противном случае возникнет несправедливость по отношению к иным льготным категориям граждан».
Заместитель председателя МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев указывал, что предлагаемый законопроект является очередным этапом расширения категорий граждан и спектра вопросов в рамках системы БЮП. «Вносимые изменения действительно являются важными и отражают потребность общества, продиктованную как внутренними, так и внешними факторами. В случае принятия законопроекта бесплатной юридической помощью сможет воспользоваться значительное число граждан, что скажется на нагрузке, возлагаемой на субъекты системы БЮП», – предположил он.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отмечал, что последние два года стали рекордными по количеству и структуре вносимых в законодательство о бесплатной юридической помощи изменений. «Изменились и продолжают меняться как основания для оказания бесплатной правовой помощи, так и система ее предоставления. В уже принятых законах и находящихся на рассмотрении Госдумы законопроектах реализуется публичная цель защиты наиболее значимых социальных интересов – комплексной защиты прав участников СВО и членов их семей, поддержки несовершеннолетних, в том числе оставшихся без опеки родителей, и т.д. Все законопроекты данного направления безоговорочно поддерживались Федеральной палатой адвокатов РФ. Не является исключением и рассматриваемый законопроект. Само по себе предложение о включении в перечень субъектов, имеющих право на бесплатную правовую помощь, членов многодетных семей заслуживает внимания и поддержки», – подчеркнул он.
Тем не менее, как полагает Олег Баулин, законопроект в целом представляется недостаточно проработанным. «Например, предложение об оказании БЮП в виде представительства по делам об установлении и оспаривании отцовства (материнства) не учитывает возможности предоставления такой помощи по иным предусмотренным законом основаниям, например гражданам с низким среднедушевым доходом, супругам, состоявшим в браке на день смерти с погибшим (умершим) в чрезвычайной ситуации, по делам о взыскании алиментов. Кроме того, не вполне понятно, какой именно значимый интерес в данном случае предлагают защищать авторы законопроекта, поскольку из буквального его содержания следует, что бесплатная помощь может быть оказана любому из участников спора об оспаривании отцовства, т.е. каждой из сторон», – указал он.
Вице-президент ФПА добавил, что предоставление бесплатной юрпомощи осуществляется на основании федерального законодательства, однако финансируется из региональных бюджетов, которые самостоятельно определяют порядок и размер компенсации адвокатам расходов на оказание юридической помощи. «Правил возмещения расходов на оказание БЮП в итоге столько же, сколько и субъектов РФ. Федеральная палата адвокатов давно высказала и последовательно поддерживает позицию о том, что такая дифференциация в отношении общегосударственной функции правовой поддержки граждан неуместна и размеры оплаты БЮП должны быть определены на федеральном уровне, как это реализовано в отношении нотариусов», – заключил Олег Баулин.